ЧТО ОСОБЕННОГО В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ?
Психологически любой человек во все времена жизни нуждается в чувстве своей особенности. Дети ревнуют друг о друге, когда хотят, чтобы родители любили их особенно. Взрослые люди ревнуют каждый о своей успешности, подспудно полагая, что Господь благословит именно его или ее. Ревность довольно часто встречается в Библии, иногда преломляясь в зависть и негативные мотивы. Так устроены мы, что, глядя на уроки и примеры жизни вокруг, стремимся что-то друг у друга подсмотреть, перенять, сделать своим. У этого чувства есть вполне конструктивные, позитивные причины, положенные в нас Самим Господом. Например, апостол Павел рассуждает:
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? (Рим. 11:13, 14)
Слава Божья, реализованная через Павлово служение неевреям, с его точки зрения, должна была заставить его сродников ревновать по Богу, мотивируя их на подвиг более ревностного служения Господу. И Сам Господь говорит о такой ревности через пророка Моисея:
Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. (Рим. 10:19)
У религиозной ревности, безусловно, наличествует этот аспект: "хочу быть частью лучшей религии". И поэтому иудеи часто считают себя более правильными и близкими к Богу, чем христиане и мусульмане. То же происходит и у христиан, и мусульмане не исключение. Но существуют ли, в самом деле, отличия, которые призваны породить ревность по Господу? Очевидно, что да. Что отличает христианское учение в этом смысле?
Христианские хрестоматии отвечают на этот вопрос неверно, предлагая в качестве такого отличия "особенное откровение" учения о Троице. В погоне за собственной исключительностью христианские богословы переступили грань, за которой начинается разрушение единства веры (Иуд. 1:19). Да и сам император Константин, мотивировавший унификацию Церкви в IV веке, требовал от философов создать отличающуюся от традиции Библии догматику, потому что Библия исповедовалась и разделялась на тот момент другими народами, которых он не мог покорить и подчинить своей власти.
Истинным же отличием христианского учения является Усыновление Божье.
Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единоприродного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
(Гал. 4:4-7)
Безусловно, сыновство Божье и раньше и позже было открыто человечеству. Но с течением времени иудейская и мусульманская догмы вынуждены были рефликсировать на христианское лжеучение о физическом рождении Сына Божьего от женщины и Духа, лежащее в основе святоотеческой ереси "Бога-Сына". Не понимая, что творят, христианские богословы придумали ширму лжеучения, за которую спрятали благодать усыновления.
Иисус не единственный сын Божий, не "единородный" в смысле единственности, ибо цель Господа привести всех людей к усыновлению и удочерению. Сын Божий соприроден Господу, потому что только так человек может стать обиталищем Духа Святого. Но в жертве и воскресении Христа открыт путь каждому.
К сожалению, учение Усыновления не провозглашается ясно среди иудеев и мусульман из-за языческих символов веры и неверных интерпретаций. Но как прежде, так и сейчас Господь призывает ко Христу:
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Иоан.14:6)
- Андрей Долбин